С 2020 года в Российской Федерации внедряется новый формат дополнительного естественнонаучного образования детей — «Экостанция». Под Экостанцией понимается современная организационно-методическая модель дополнительного образования естественнонаучной направленности, внедряемая в форме структурного подразделения образовательной организации любого типа, реализующей в соответствии с лицензией по подвиду «дополнительное образование детей и взрослых» дополнительные общеобразовательные программы по любому из профильных направлений: «Агро», «Био», «Экомониторинг», «Лесное дело», «Проектирование», «Профи», соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и перечня критических технологий в Российской Федерации. Региональная Экостанция — модельная координационная образовательная площадка для аккумуляции опыта и эффективных практик дополнительного образования детей естественнонаучной направленности.
Муниципальная Экостанция — структурное подразделение МБОУ «Умётская агроинженерная школа» и реализующая дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности в сфере изучения биологического разнообразия, охраны окружающей среды, сельского хозяйства и лесного дела.
Цель муниципальной Экостанции — создание практико-ориентированной мотивирующей образовательной среды, ориентированной на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей обучающихся административных единиц субъекта Российской Федерации в интеллектуальном и духовнонравственном развитии, формирование у детей и молодежи естественнонаучной грамотности, подготовка кадрового резерва для работы в сфере актуальных и перспективных профессий в области естественных наук с учетом регионального запроса. Образовательная деятельность муниципальной Экостанций направлена на внедрение лучших практик в области.
Ключевые задачи муниципальной Экостанции:
• создание современной инфраструктуры и информационного пространства, обеспечивающего формирование у детей и молодежи любви и ответственного отношения к окружающей природе, Родине, семье; • профессиональная ориентация детей и молодежи на получение фундаментального естественнонаучного образования, научные исследования; • увеличение доступности дополнительного образования и охвата обучающихся дополнительными общеобразовательными программами естественнонаучной направленности;
• реализация моделей индивидуальных траекторий развития детей и молодежи через систему мероприятий в области естественнонаучной направленности. Программы и направления деятельности муниципальной Экостанции следует адаптировать к приоритетным направлениям социально-экономического развития муниципального образования. Функции муниципальной Экостанции:
• реализация модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми с инвалидностью, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с одаренными детьми в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности;
• разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и новых форм обучения в сфере дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в конкретном муниципалитете; • организация и проведение муниципальных мероприятий в сфере естественнонаучной направленности;
• формирование и развитие института наставничества и волонтерства для сопровождения исследовательских и проектных инициатив обучающихся в естественнонаучной сфере;
• формирование и распространение лучших образовательных практик в сфере дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в конкретном муниципалитете.
Экостанция предполагает работу со следующими категориями населения:
• с детьми от 5 до 18 лет, в том числе с детьми ОВЗ и детьми с инвалидностью;
• с родительским сообществом (вовлечение в разработку образовательных программ, просветительскую работу); • с руководителями, специалистами и педагогами сферы дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в рамках организации дополнительного профессионального образования;
• специалистами в статусе наставников из предприятий реального сектора экономики, научных организаций, бизнес-компаний.
Муниципальная экостанция
Конкурсы
В рамках реализации плана работы муниципальной Экостанции на базе МБОУ СОШ №3, в целях пропаганды экологического мировоззрения, экологической культуры, развития экологического воспитания в период с 20 сентября 2024 года по 27 сентября 2024 года был проведен конкурс поделок «Осенние фантазии» среди общеобразовательных организаций города.
Целью конкурса являлась пропаганда экологического мировоззрения, экологической культуры; развитие экологического воспитания, творческого потенциала посредством вовлечения в практическую деятельность по изготовлению композиций из сырых овощей, фруктов, растений, природного материала.
Основными задачами конкурса были:
1) Активизация практической деятельности школьников экологической направленности.
2) Усиление роли дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде.
3) привлечение детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством, практическим творческим занятиям;
4)вовлечение детей и родителей в совместную творческую деятельность; организация творческого общения участников выставки - конкурса, обмен опытом.
Конкурс проводился в период со 20 по 27 сентября 2024 г. в следующих номинациях:
1. Номинация «Садовая скульптура» - поделки из овощей и фруктов, плодовоовощная композиция для 1 возрастной категории;
2. Номинация «Мозаика осенних листьев» - коллажи, композиции, аппликации из осенних листьев для 2 возрастной категории;
3. Номинация «Осеннее настроение» - конкурс открыток для 3 возрастной категории.
В состав организационного комитета по подготовке и проведению городского конкурса поделок «Осенние фантазии» входили:
1. Буянина С.В. – заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №3
2. Бубнова О.А. – педагог – организатор МБОУ СОШ №3
3. Скибицкая Н.И., заведующий информационно-методическим отделом МКУ «Ресурсный центр системы образования г. Моршанска»
4. Лизнева И. В. – методист МКУ «Ресурсный центр системы образования г. Моршанска»
5. Храмова М.А., педагог-организатор МБОУ ДО «Центр дополнительного образования для детей»
6. Клемёнова Ю.А. –педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр дополнительного образования для детей»
В данном конкурсе приняли участие обучающиеся МБОУ «СОШ № 1 (с углубленным изучением отдельных предметов)», МБОУ СОШ №2 м. Н.И. Бореева, МБОУ СОШ №3, МБОУ «Гимназия», МБОУ ДО «Центр дополнительного образования для детей».
Каждая образовательная организация предоставила на конкурс лучшие работы детей, продемонстрировав членам жюри мастерство своих учеников в изготовлении поделок из овощей и фруктов, а также аппликаций из природного материала.
По итогам конкурса члены жюри определили 13 победителей и 29 призера конкурса.