МБОУ СОШ № 3
город Моршанск, Тамбовская область
  • Развитие творческих способностей на занятиях по «Робототехнике»

    Автор: Лебедева Александра Сергеевна
    Отчет о работе Центра "Точка роста"
    Развитие творческих способностей на занятиях по «Робототехнике».

    В 2021 году в рамках реализации федерального проекта «Образова-ние» на базе нашей школы был открыт центр естественно-научной и техно-логической направленностей «Точка роста». Основной целью создания цен-тра образования «Точки роста»является формирование у обучающихся со-временныхтехнологических и гуманитарных навыков по предметным областям.Открытие центра предоставило новые возможности урочной, внеурочной деятельности, дополнительного образования. 
    Дополнительное образование детей способствует повышению качества жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, – профилактика беспризорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма.
    Реализация программ дополнительного образования на базе центра «Точка роста» открыло для детей новые возможности, новые горизонты приобретения практических навыков и знаний. В частности, открылось «второе дыхание» при реализации программы дополнительного образования «Робототехника» на базе нашей школы.
    В условиях дополнительного образования работа с конструкторами LEGO позволяет учащимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Занятия робототехникой формируют специальные технические умения, развивают аккуратность, усидчивость, организованность, трудоспособность. Проведе-ние массовых мероприятий научно-технической направленности показывает все большую представленность детских проектов по тематике «робототехника и конструирование» LEGO робототехнике. 
    Цель, которая преследуется изучением курса робототехники в образовательном процессе: развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.
    У ребят появилась возможность поработать с современным оборудо-ванием, поучаствовать в различных конкурсах. Формы занятий, которые не-обходимо использовать в процессе обучения робототехнике: лекционная - получение учащимися нового материала; самостоятельная – учащиеся вы-полняют индивидуальные задания в течение части занятия, одного или не-скольких занятий; проектная деятельность – реализация личных проектов; соревнования – участие детей в разнообразных мероприятиях по LEGO-конструированию.
    Благодаря инновационному оборудованию, которым укомплектован центр образования «Точка роста», учащиесяполучили возможность попробовать себя в качестве изобретателей. Ребята с нескрываемым восторгом погружаются в мир конструктораLegoSpikePrime, просчитывают вариации работы четырехосевогоробота-манипулятора. 
    Первый шаг в направлении робототехники мы сделали с самых азов изучения конструктора Lego: рассмотрели все составляющие данного конст-руктора, программное обеспечение к нему. Так как конструктор у нас всего один, то вся группа разделилась на подгруппы. Конструировали по очереди. На первых занятиях ребята собирали роботов по типовой схеме без использования программирования, это такие роботы как «робот танцор», «робот тренер», «блоха». У учащихся была возможность дополнить роботов своими деталями. 
    Занятия по данной программе состоят из теоретической и практиче-ской частей, причем большееколичество времени занимает практическая часть.Форма занятий: занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическуючасти. Теоретическая часть занятий при работе максимально компактна и включает в себянеобходимую информацию о теме и предмете знания. Для достижения поставленных целейпредусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программезанимаютследующиеформыиметодыобучения:
    репродуктивный(воспроизводящий);
    объяснительно-иллюстратив-ный(объяснениесопровождаетсядемонстрациейнаглядногоматериала); 
    метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет путиеё решения); 
    частично-поисковый; практический.
    В дальнейшем мы работали с программируемыми роботами, посмот-рели, как они работают, меняли текст программы и наблюдали изменения в поведении роботов.Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде состязаний роботов на итоговом занятии. Но в ходе учебного процесса учащиеся часто соревнуются между собой. Соревнования включают в себя проектирование, создание и программирование робота, способного выпол-нить сложные задания. 
    Помимо конструктора Lego, на занятия по робототехнике учащиеся работают с четырехосевым роботом-манипулятором. Больше всего детей привлекает возможность поработать с лазерной гравировкой. С помощью лазера на специальных дощечках ребята выжигают различные векторные рисунки.
    Конструирование теснейшим образом связано счувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет длясовершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развитиямелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Детипробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умениемсоизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»;развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственныхположениях, мысленно менять их взаимное расположение. 
    В процессе занятий идет работа надразвитиеминтеллектавоображе-ния,мелкоймоторики,творческихзадатков,развитиедиалогической и моноло-гической речи, расширение словарного запаса. Особое вниманиеуделяется развитию логического и пространственного мышления. Учащиеся учатся работать спредложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать вколлективе.
    Результатом всей деятельности  будет  повышение интереса и мотивации учащихся к учению, развитие инженерного мышления,  умения моделировать и исследовать процессы, повышение интереса к  техническим наукам,  ранней профориентации школьников.

    Лебедева Александра Сергеевна
    учитель информатики
    МБОУ СОШ №3
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie