МБОУ СОШ № 3
город Моршанск, Тамбовская область
  • «Приемы формирования ЧГ на уроках»

    Автор: Мамонова С.И.
    Выступление на семинаре «Приемы формирования ЧГ на уроках»
    «Приемы формирования ЧГ на уроках».

    Приёмы работы с текстом при изучении нового материала
    •    Приём «Лингвистическая сказка»
    •    Приём «Письмо с дырками (пробелами)».
    •    Прием «Верите ли вы, что…»
    Приемы активизации ранее полученных знаний
    •    Прием «Ассоциация»
    •    Приём “Шаг за шагом”
    Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
    Приемы графической переработки учебного материала
    •    Прием «Составление кластера»
    Приемы, используемые при групповой работе:
    •    Приём «Корзина» идей, понятий….
    Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
    Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
    1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
    2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).
    3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).
    4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
    5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.
    6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
    Например. Учитель ставит перед детьми проблему:
    - Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова?
    (б-п, д -т, з-с, ж-ш, в  -  ф, г - к; проверяются способом «один - много»)
    -  Обмен информацией в группах.
    - Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.
    Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)
    - Какое слово может быть лишним? Почему?
    мороз
    снег
    снежки
    холод
    - (Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).
    - Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?
    •    Прием «Письмо по кругу»
    Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:
    размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;
    сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом.
    Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
    •    Приём «Лови ошибку»
    Описание:  универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
    Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
    Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

    Творческое чтение.
    •    Приём «Маркировка».
    Перед чтением текста предлагается учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.
    •    Прием «Выделяем существенные признаки»
    Знакомое ученикам понятие определяется ими посредством перечисления его признаков, среди которых выделяются существенные и несущественные.
    Например, для определения слова «бал» наличие оркестра, праздничной атмосферы, нарядов и т.д. - признаки несущественные, потому что есть ситуации, в которых те же самые признаки наличествуют, но балом это явление не назовешь (так, оркестр играет и на военном параде и т.д.), существенным же можно назвать определение бала как «танцевального вечера отдыха».
    Прием позволяет научиться отвлекаться от частностей и выделять главное
    •    Прием «Мозаика». «Реставрация текста»
    Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
    Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
    Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
    В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

    ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
      "Мозговой штурм"
    Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"
    Учитель записывает все называемые ассоциации.
    Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.
    •    "Глоссарий"
    После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.
    •    "Рассечение вопроса"
    Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.
    •    "Чтение в кружок"
    "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
    Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
    •    "Чтение про себя с вопросами"
    Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
    •    "Чтение с остановками"
    Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".
    •    "Читаем и спрашиваем"
    1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
    2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.
    3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
    4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
    •    "Чтение с пометками"
    Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
    v Знакомая информация
    + Новая информация
    -- Я думал (думала) иначе
    ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
    •    "Синквейн"
    Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.
    Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
    Структура синквейна:
    1. Существительное (тема).
    2. Два прилагательных (описание).
    3. Три глагола (действие).
    4. Фраза из четырех слов (описание).
    5. Существительное (перефразировка темы).
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике