
Приёмы работы с текстом при изучении нового материала
• Приём «Лингвистическая сказка»
• Приём «Письмо с дырками (пробелами)».
• Прием «Верите ли вы, что…»
Приемы активизации ранее полученных знаний
• Прием «Ассоциация»
• Приём “Шаг за шагом”
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Приемы графической переработки учебного материала
• Прием «Составление кластера»
Приемы, используемые при групповой работе:
• Приём «Корзина» идей, понятий….
Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Например. Учитель ставит перед детьми проблему:
- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова?
(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)
- Обмен информацией в группах.
- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.
Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)
- Какое слово может быть лишним? Почему?
мороз
снег
снежки
холод
- (Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).
- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?
• Прием «Письмо по кругу»
Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:
размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;
сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом.
Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
• Приём «Лови ошибку»
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Творческое чтение.
• Приём «Маркировка».
Перед чтением текста предлагается учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.
• Прием «Выделяем существенные признаки»
Знакомое ученикам понятие определяется ими посредством перечисления его признаков, среди которых выделяются существенные и несущественные.
Например, для определения слова «бал» наличие оркестра, праздничной атмосферы, нарядов и т.д. - признаки несущественные, потому что есть ситуации, в которых те же самые признаки наличествуют, но балом это явление не назовешь (так, оркестр играет и на военном параде и т.д.), существенным же можно назвать определение бала как «танцевального вечера отдыха».
Прием позволяет научиться отвлекаться от частностей и выделять главное
• Прием «Мозаика». «Реставрация текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
"Мозговой штурм"
Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"
Учитель записывает все называемые ассоциации.
Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.
• "Глоссарий"
После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.
• "Рассечение вопроса"
Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.
• "Чтение в кружок"
"Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
• "Чтение про себя с вопросами"
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
• "Чтение с остановками"
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".
• "Читаем и спрашиваем"
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
• "Чтение с пометками"
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
v Знакомая информация
+ Новая информация
-- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
• "Синквейн"
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура синквейна:
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).