МБОУ СОШ № 3
город Моршанск, Тамбовская область
  • «Методы и приёмы формирования орфографической и пунктуационной грамотности»»

    Автор: Мамонова С.И.
    На любом этапе развития российской школы формирование орфографической и пунктуационной грамотности являлось приоритетной задачей при изучении русского языка
    «Методы и приёмы формирования орфографической и пунктуационной грамотности»».

    Мамонова Светлана Ильинична,
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ  СОШ № 3

    «Методы и приёмы формирования орфографической и пунктуационной грамотности»»
    Аннотация.
         На любом этапе развития российской школы формирование орфографической  и пунктуационной грамотности являлось приоритетной задачей при изучении русского языка. В соответствии с  ФГОС ООО «совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию» остается одной из главных задач, стоящих перед современной школой. Поэтому проблема повышения письменной грамотности остается одной из острых проблем методики.
    Данная статья содержит описание методов и приемов, которые помогают выработать орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность.
    В методике преподавания русского языка выделяют лингвистические, психологические и методические аспекты обучения грамотному письму. Однако проблема письменной грамотности  продолжает оставаться актуальной. Орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого  уровня, о чем свидетельствуют результаты  итоговых контрольных работ, мониторингов,  ВПР, ОГЭ и ЕГЭ  по русскому языку.
     
    Предлагаю эффективные методы и приемы при формировании орфографической зоркости и пунктуационной грамотности. Сегодня одним из актуальных современных методов является проблемный метод, при использовании которого деятельность учащихся становится более самостоятельной и активной. В процессе решения проблемных задач школьники добывают новые знания в результате собственного поиска. Проблемные ситуации учитель создает сам по ходу учебного процесса или заимствуют из пособий (примеры проблемных задач можно найти в пособии Т.В. Напольновой «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»).
    Считаю, что включение детей в систематическую мыслительную деятельность, направленную на поиск выполнения нестандартных заданий, создает хорошие условия для развития орфографических и пунктуационных навыков.
    1.    Приемы начала урока:
    «Удивляй»
    Тема урока «Корень слова».  (Существуют слова, которые не имеют корня, например, глагол вынуть)
    Часто в начале урока провожу лингвистические разминки, которые позволяют проверить или повторить знания и орфографии, и грамматики, и синтаксиса одновременно.
    Игра «Да-Нет»  .(Лингвистическая разминка):
    -в слове «щемит » ударение падает на 1-ый слог?
    -глагол «маячишь » II спр., поэтому пишется и в окончании?
    -«возвращаться домой» - словосочетание с подчинительной связью «примыкание»?
    -«зима в лесу» - односоставное предложение?
    -«попросил помочь » - грамматическая основа «попросил»?
    При словарной работе целесообразен такой прием, как «Фонетические ассоциации». Метод основан на запоминании предложений со словарными словами, которые созвучны по звучанию и написанию с другим словом в предложении с определенной орфограммой. Например, «Преступник преступает закон. Заря горит на востоке». Кроме того, дети могут самостоятельно составлять аналогичные предложения .
    Интересен  для учеников прием — «Корректор », формирующий такую важную компетенцию, как умение критически относиться к созданным текстам. Обучающиеся получают текст (или словосочетания) с орфографическими, пунктуационными, грамматическими  ошибками. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает самим найти способ его решения.
    Согласно расписания
    Благодаря дождя
    Навстречу войска
    Наперекор судьбы
    Как особый вид контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся использую разные виды диктантов (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные (по орфограммам), предупредительные, картинные, диктанты по памяти и т.д. Активно использую на уроках диктанты с изменением текста: выборочный и творческий.
        Выборочный диктант состоит в том, что из продиктованного учителем предложения учащиеся выбирают и записывают только одно слово с заданной орфограммой (или сочетание слов, если орфограмма в окончании слова).
        Творческий диктант . Заменить сочетания слов одним 
    -словом-синонимом на изученную орфограмму (например, о-ё после шипящих в корне)
     Место соединения сшитых кусков ткани (шов),водитель машины (шофер), плод дуба (желудь), нарядно одеваться (щеголять);
    -словом – антонимом
    Мягкий хлеб (чёрствый),кричать (шептать), мягкий диван (жёстктий), лёгкий рюкзак (тяжелый), гладкая поверхность (шершавая).
    В  силу возрастных особенностей необходимо включать задания игрового характера. 
    Игра “Третий лишний”. В каждом ряду укажите слово, “лишнее” с точки зрения орфографии.
    •    ночевка, девч..нка, дешевый;
    •    бе…шумный, бе…жалостный,, всходить
    •    ю…ый, кожа…ый, подли…ый.
    Прием «Своя опора» использую  в старших классах:
    -выступление учащихся с презентациями, подготовленными по новой теме. Такой вид работы практикую в 9 классах. Например, при изучении тем раздела «Синтаксис».
    Прием «Пересечение тем»:
    1. Найти несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на уроках литературы произведении.
          2. Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А чему
    учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Гринева, Болконского?
    Прием «Восстановление деформированного текста»
    После изучения в 7 классе темы «Причастие» и «Деепричастие» предлагается исправить «испорченный» текст.
    Задание: Прочитайте «испорченный» текст. В нем выделено самое главное. Где нужно, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций, используя причастные и деепричастные обороты. Запишите исправленный текст.
    «Спорить из-за тени осла» - поговорка. Поговорка родилась из старинной басни. Путник ехал на осле. Осёл был нанят за деньги. Путник на привале присел отдохнуть в тени. Тень падала от животного. Хозяин осла запротестовал. Хозяин осла заявил, что отдал внаймы только осла. Хозяин осла потребовал за его тень дополнительную плату.
    Разгорелся ожесточённый спор. Дело дошло до суда. Выражение «Тень осла» стало обозначением нелепого спора. Спор затеян по пустякам.
    ( Э.А. Вартаньян «Из жизни слов»)
        Заключение 
        Используемые методы  помогают выработать навыки грамотного письма, а также позволяют разнообразить учебную деятельность, а главное,   развивают  критическое мышление.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie